Перейти к содержимому

Аграрное образование в России: ключевые проблемы и стратегические пути решения

Данила Суслов
Данила Суслов

генеральный директор
ООО «ЦЕНТРПЛЕМ»

16 июня 2025

Аграрное образование в России, на первый взгляд, продолжает функционировать, как и десятилетия назад. Однако для эффективного развития сектора уже недостаточно старых подходов. Критическая нехватка кадров в сельском хозяйстве связана с тем, что многие выпускники аграрных вузов и колледжей оказываются неподготовленными к работе в современных условиях и разочаровываются в отрасли, предпочитая более прибыльные и престижные сферы. Это вынуждает предприятия искать новые методы привлечения и подготовки специалистов. Гендиректор генетической компании ООО «ЦЕНТРПЛЕМ» Данила Суслов рассказал о существующих проблемах и способах их решения в этой колонке.

Четыре главные профессии для аграрного успеха

В аграрной отрасли есть четыре ключевых специальности, без которых молочное хозяйство не сможет работать эффективно. Это агроном, выращивающий корма; ортопед, который заботится о здоровье животных; специалист по кормлению, своего рода «шеф-повар» для скота; и технолог по воспроизводству, от работы которого зависит будущее стада. Без этих людей ни о каком устойчивом производстве и высоких показателях речи быть не может. Они для сельского хозяйства то же, что программисты для IT-индустрии.

На первый взгляд, кажется, что система аграрного образования в России работает как прежде, но старые подходы уже не соответствуют реальности. Нехватка кадров в сельском хозяйстве — результат разрыва между тем, что предлагают вузы, и тем, что требуется на практике. Выпускники часто уходят в другие отрасли, где доходы выше, а престиж профессии выше, а стране тем временем не хватает тех самых агрономов, ортопедов, специалистов по кормлению и технологов.

Низкий интерес молодежи к профессиям в сельском хозяйстве

Мы часто видим, что молодёжь не торопится выбирать аграрные профессии, и одна из главных причин — низкая зарплата. Не секрет, что на начальном этапе карьерный доход в сельском хозяйстве значительно ниже, чем в таких сферах, как IT, финансы или медицина. Кроме того, профессии в аграрной отрасли многими считаются непрестижными и менее перспективными. Молодые люди хотят стабильности, но работа в сельском хозяйстве зависит от сезона, погоды и ситуации на рынке. Например, агрономам и ветеринарам приходится приспосабливаться к изменениям, а не рассчитывать на стабильный рабочий график, как в офисе. Мы часто сталкиваемся с такими вчерашними студентами во время проведения обучения на различных предприятиях по всей стране: эта проблема гораздо шире и глубже, чем кажется на первый взгляд. 

Ещё одна проблема — нехватка современных технологий. Молодое поколение, выросшее с гаджетами и привыкшее к цифровым решениям, ждёт, что их работа будет технологичной и удобной. Но в аграрной сфере автоматизация и современные инструменты встречаются далеко не везде. Это делает отрасль менее привлекательной. К этому добавляются сложности с инфраструктурой в сельских районах. Жизнь в деревне — это часто отсутствие нормальных больниц, школ, транспорта и мест для досуга. Для тех, кто думает не только о зарплате, но и о качестве жизни, это серьёзный минус.

Чтобы всё это исправить, нужно улучшать условия работы в сельском хозяйстве: развивать инфраструктуру в сёлах, адаптировать обучение в вузах к реальным задачам и создавать финансовые стимулы для молодых специалистов. Только так можно заинтересовать молодёжь и удержать её в этой важной сфере.

Недостаток практической подготовки

Когда наши специалисты приезжают на предприятия для проведения обучения, они видят, что многие вчерашние студенты не имеют необходимых практических навыков. Молодежь видит теорию на бумаге, но практически не знает, как это реализуется на деле. На предприятиях же выпускников приходится “дообучать и перепрошивать”, ведь их теоретические знания часто устарели, а навыков работы с оборудованием и технологиями не хватает. Из-за этого компаниям приходится вкладываться в переподготовку кадров, что замедляет производственные процессы и увеличивает затраты. По словам моих коллег из СХПК «Колос», сегодня предприятия сталкиваются с тем, что у молодых специалистов часто отсутствует практическая подготовка. Раньше практическая часть была хоть и небольшой, но все-таки присутствовала. Сегодня ее почти нет, что сказывается на квалификации выпускников. Проблема не только в учебных заведениях, но и в самих студентах. Некоторые учатся ради диплома, не планируя работать по специальности. Тем, кто действительно хочет развиваться в профессии, существующих знаний достаточно — при условии, что есть стремление.

Для восполнения этого пробела надо создать систему учебных хозяйств, которые могли бы функционировать на базе вузов и предоставлять студентам современное оборудование и технологии. Только работая с реальным оборудованием и животными, студенты могут освоить необходимые навыки и быть подготовленными к работе на молочных фермах. 

Финансирование и модернизация образовательных учреждений

Недофинансирование вузов — ещё одна большая проблема. Устаревшие лаборатории, отсутствие современных технологий и даже банальная нехватка оборудования мешают готовить кадры для современной отрасли. В идеале университеты должны иметь свои хозяйства, где студенты могут проходить практику и видеть, как всё устроено. 

Кроме того, стоит задуматься о вахтовом методе, мы очень положительно оцениваем такой вариант работы для специалистов. Такой формат давно работает в нефтегазовой сфере и может быть полезен в сельском хозяйстве. Вахта позволит привлекать специалистов на сезонные работы, платить им больше, а предприятиям сэкономить на содержании постоянного штата. Однако в этой модели есть нюансы: например, уход за животными требует постоянного присутствия специалиста, чтобы отслеживать результаты. Для предприятий вахтовый метод может оказаться экономически выгодным.  Более высокая заработная плата компенсируется значительным ростом производительности: сотрудники, работающие на вахте, находятся на месте 24/7 в современных комфортных условиях, что позволяет максимально использовать рабочее время и быстро восстанавливаться после работы.

Постоянный поток временных сотрудников также позволяет избежать длительных отпусков, что благоприятно сказывается на общей производительности. Например, на нефтегазовых предприятиях такой подход позволяет постоянно поддерживать высокий уровень добычи и минимизировать простои. В аграрной сфере переход на вахтовый метод может оптимизировать затраты на содержание постоянного штата и усилить производство в сезонные пики, когда особенно важно наличие опытных специалистов.

Заключение

Чтобы обеспечить устойчивое развитие аграрного сектора в России, необходимы системные меры, которые позволят решить текущие проблемы аграрного образования и привлечь в отрасль молодых специалистов. Мы видим выпускника как пластилин, из которого можно вылепить нужного специалиста. В компании ООО «ЦЕНТРПЛЕМ» организованы курсы, где появилась уникальная возможность получить в России самые передовые знания в области молочного животноводства от экспертов-практиков. Данные знания будут применяться для подготовки молодых выпускников, адаптируя их к реалиям современного животноводства.

Уже сейчас в ряде регионов России открываются специализированные школы и лицеи, которые целенаправленно обучают детей работе на сельхозпредприятиях. Так, в Орловской области в 2024 году открылся лицей им. Столыпина, где не только дают детям теоретические знания, но уже со школьной парты отправляют их на предприятия для практических занятий. Еще до открытия своих дверей лицей заключил соглашения с ведущими организациями и предприятиями, такими как ООО «ЦЕНТРПЛЕМ», для обучения школьников азам аграрных наук. Аналогичный проект запущен и в Новосибирской области. 

Помимо этого, для повышения привлекательности аграрных профессий, важно обновить учебные программы, ориентируясь на современные технологии и потребности отрасли. Стимулируя студентов к практической деятельности, создавая учебные хозяйства на базе вузов и увеличивая финансирование образовательных учреждений, можно улучшить качество образования и привлечь новых специалистов. Кроме того, повышение зарплат и социальных гарантий может сделать аграрный сектор более конкурентоспособным. Эти меры помогут решить текущие кадровые проблемы и обеспечат устойчивый рост аграрной отрасли, что крайне важно для продовольственной безопасности России.

Данила Суслов
Данила Суслов

генеральный директор
ООО «ЦЕНТРПЛЕМ»

16 июня 2025